Сон про медведя татьяны лариной

admin

Сон Татьяны в “Евгении Онегине”

«Евгений Онегин» – роман в стихах, одно из самых известных произведений Пушкина. Великий русский писатель посветил ему семь лет своей жизни. Работа над романом продолжалась с 1823 года по 1830 год. Важную роль в произведении имеет сон Татьяны Лариной.

Образ Татьяны

Татьяна Ларина – главная героиня романа «Евгений Онегин». Молодая 18-летняя девушка, живущая в провинции, мечтает о большой любви. В отличии от своей младшей сестры Ольги она не так красива и весела, а, наоборот, задумчива и меланхонична. Видя сестер Лариных в первый раз, Онегин удивляется, почему его друг Ленский влюбился в Ольгу, ведь она поверхностна и неинтересна. По мнению Евгения, поэт (Владимир Ленский был поэтом) должен быть очарован татьяниной грустью и сложностью характера.

Татьяна – женский образ, ставший олицетворением женственности, пылкой и страстной любви, но в то же время верности и целомудренности.

Сон Татьяны

На кануне крещения Татьяна, как и многие незамужние девушки на Руси того времени, решает погадать на суженного. Автор пишет, что девушка была суеверной:

«Татьяна верила преданьям Простонародной старины,

И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны.»

В последний момент Татьяна пугается, ее посещает какая-то странная тревожность о будущем. Так и не решившись на гадание, она ложится спать. Во сне девушка видит огромного лохматого медведя, которого очень пугается. Он помогает ей перебраться через бурный поток, а она «ни жива, ни мертва» следует за ним. Когда она падает, он подхватывает ее и тащит в избушку, которая наполнена фантастическими животными:

«Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордой,

Там карла с хвостиком,

а вот Полужуравль и полукот.»

Среди этих мифических существ Татьяна узнает своего возлюбленного. Во сне Татьяны Евгений Онегин является хозяином этого странного общества. Увидев ее, он направляется в ее сторону, и на какое-то время они остаются наедине. Однако скоро в комнате появляются Владимир Ленский с Ольгой, что очень злит Онегина. Между приятелями завязывается ссора и главный герой в порыве гнева убивает своего друга.

Через некоторое время оказывается, что Татьянин сон оказался пророческим.

Значение сна Татьяны

«Пророческий сон» – один из излюбленных элементов А.С. Пушкина. Такой сон является частью сюжета в «Капитанской дочке». В сказке «Жених» Пушкин ведет повествование также посредством сна, только в ней сон не пророческий, а придуманный: главная героиня выдает свои сновидения за реальность. Проведя анализ произведения, можно сделать вывод, что «сон», как элемент повествования, встречается в таких произведениях, как «Горе от ума» Грибоедова и «Светлана» Жуковского.

Сон Татьяны, в котором Онегин убивает Ленского, становится вещим. На самом деле все так и происходит. Онегин, желая отомстить другу, начинает флиртовать с его невестой. Ленский воспринимает ухаживания за Ольгой всерьез и вызывает Онегина на дуэль. Как и предсказано во сне, Онегин убивает Владимира.

Но не только эта сцена является пророческой. В самом начале сна Татьяна видит медведя, а медведь по древним русским поверьям снится к замужеству. Также во сне медведь является кумом Евгения, в действительности будущий муж Татьяны тоже является дальним родственником Онегина.

Источник

Сон Татьяны

И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой;

Две жердочки, склеены льдиной,

Дрожащий, гибельный мосток,

Положены через поток:

И пред шумящею пучиной,

Как на досадную разлуку,

Татьяна ропщет на ручей;

Не видит никого, кто руку

С той стороны подал бы ей;

Но вдруг сугроб зашевелился,

И кто ж из-под него явился?

Большой, взъерошенный медведь;

Татьяна ах! а он реветь,

И лапу с острыми когтями

Ей протянул; она скрепясь

Дрожащей ручкой оперлась

И боязливыми шагами

Перебралась через ручей;

Пошла– и что ж? медведь за ней!

Она, взглянуть назад не смея,

Поспешный ускоряет шаг;

Но от косматого лакея

Не может убежать никак;

Кряхтя, валит медведь несносный;

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных;

Дороги нет; кусты, стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок;

То выронит она платок;

Поднять ей некогда; боится,

Медведя слышит за собой,

И даже трепетной рукой

Одежды край поднять стыдится;

Она бежит, он всё вослед,

И сил уже бежать ей нет.

Упала в снег; медведь проворно

Ее хватает и несет;

Не шевельнется, не дохнет;

Он мчит ее лесной дорогой;

Вдруг меж дерев шалаш убогой;

Кругом всё глушь; отвсюду он

Пустынным снегом занесен,

И ярко светится окошко,

И в шалаше и крик, и шум;

Медведь промолвил: «Здесь мой кум:

Погрейся у него немножко!»

И в сени прямо он идет,

И на порог ее кладет.

Опомнилась, глядит Татьяна:

Медведя нет; она в сенях;

За дверью крик и звон стакана,

Как на больших похоронах;

Не видя тут ни капли толку,

Глядит она тихонько в щелку,

И что же видит. за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах, с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полу-журавль и полу-кот.

Еще страшней, еще чуднее:

Вот рак верхом на пауке,

Вот череп на гусиной шее

Вертится в красном колпаке,

Вот мельница вприсядку пляшет

И крыльями трещит и машет;

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

Но что подумала Татьяна,

Когда узнала меж гостей

Того, кто мил и страшен ей,

Героя нашего романа!

Онегин за столом сидит

И в дверь украдкою глядит.

Он знак подаст– и все хлопочут;

Он пьет– все пьют и все кричат;

Он засмеется– все хохочут;

Нахмурит брови– все молчат;

Так, он хозяин, это ясно:

И Тане уж не так ужасно,

И любопытная теперь

Немного растворила дверь…

Вдруг ветер дунул, загашая

Огонь светильников ночных;

Смутилась шайка домовых;

Онегин, взорами сверкая,

Из-за стола гремя встает;

Все встали: он к дверям идет.

И страшно ей; и торопливо

Татьяна силится бежать:

Нельзя никак; нетерпеливо

Метаясь, хочет закричать:

Не может; дверь толкнул Евгений,

И взорам адских привидений

Явилась дева; ярый смех

Раздался дико; очи всех,

Копыта, хоботы кривые,

Хвосты хохлатые, клыки,

Рога и пальцы костяные,

Всё указует на нее,

И все кричат: мое! мое!

Мое! — сказал Евгений грозно,

И шайка вся сокрылась вдруг;

Осталася во тьме морозной

Младая дева с ним сам-друг;

Онегин тихо увлекает

Татьяну в угол и слагает

Ее на шаткую скамью

И клонит голову свою

К ней на плечо; вдруг Ольга входит,

За нею Ленский; свет блеснул,

Онегин руку замахнул,

И дико он очами бродит,

И незваных гостей бранит;

Татьяна чуть жива лежит.

Спор громче, громче; вдруг Евгений

Повержен Ленский; страшно тени

Сгустились; нестерпимый крик

Раздался… хижина шатнулась…

И Таня в ужасе проснулась…

Статьи в тему:

Пожалуйста, поддержите этот проект, расказав о нем друзьям:

Источник

Сон Татьяны: краткое содержание и анализ

Son TatyanyОбраз Татьяны Лариной занимает центральное место в романе А.С. Пушкина Евгений Онегин. Эта страстная и цельная натура служит ярким примером добродетели и целомудрия современным девушкам и замужним женщинам.

Татьяна, подобно кокону, превратившемуся в яркую бабочку, из романтически настроенной деревенской угловатой девочки превратилась в сдержанную, полную чувства собственного достоинства, светскую даму. Но прежде чем произошло такое превращение, она должна была пережить внутреннюю трагедию, изменившую ее духовно. Предвестником этих перемен и тяжелых душевных переживаний стал вещий сон Татьяны Лариной, который приснился ей в крещенскую ночь.

По старинной русской традиции накануне крещения Татьяна собиралась гадать на свое будущее. Но в мыслях, конечно, был Евгений. Она попросила свою няню приготовить все для обряда, но в последний момент испугалась чего-то и ушла в свою комнату спать. Впечатления вечера, размышления, переживания переплелись в ее сознании в причудливый клубок и превратились в этот, немного странный, но пророческий сон.

И если ее дорогу по лесу и поляне, тонкий мосток рассматривать как жизненный путь Татьяны, а медведя, как ее будущего мужа, то следует обратить внимание, на то, что события хронологически перевернуты. Сон начинается ее встречей с медведем, и заканчивается гибелью Ленского, в жизни все происходит наоборот.

Во сне Татьяна сначала бредет по заснеженной поляне, которая символизирует ее жизненный путь. Она набредает на мосток, настолько хрупкий и шаткий, что страшно становится на него. Но тут появляется медведь, который берет ее за руку и переводит через поток.

Во сне она попадает в лесную избушку, где веселится нечистая сила. Пушкин проводит параллель между нечистью, бесновавшейся в лесу и гостями, которые приехали в дом Лариных на следующий день. Эта параллель усиливает пророческое значение сна Татьяны в романе «Евгений Онегин». И в то же время, подчеркивается связь далеко не ангельской души Онегина со всей присутствующей в лесу, нечистой силой. Более того, Евгений управляет нечистью. Известно, что бесы боятся только дьявола и подчиняются ему. Стоило только Онегину грозно повести очами, как вся нечисть тут же исчезла.

Осталася во тьме морозной
Младая дева с ним сам-друг;
Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Ее на шаткую скамью
И клонит голову свою
К ней на плечо;

Во времена написания поэмы сам факт пребывания юной девушки наедине с мужчиной, тем более в лесу, компрометировал ее. Какие мысли могли родиться у героя сна, можно только себе представить. Но в этот момент входят Ольга и Ленский. Жених младшей сестры вступился за честь старшей, вспыхнул конфликт, в котором разъяренный Онегин убивает Ленского, помешавшего ему.

В письме, написанном Онегину, после первой встречи с ним, Татьяна спрашивает:

Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель:
Мои сомненья разреши.
Быть может, это все пустое,
Обман неопытной души!

В крещенском сне юная барышня получает ответ на свой вопрос.
Верующая Татьяна не могла не обратить внимания на то, что все поступки Онегина прямо или косвенно связаны с князем Тьмы. Онегин словно был движим Падшим Ангелом, или сам перевоплотился в него.

Это и смущало больше всего Татьяну, когда она проснулась. Подтверждение своим догадкам она пыталась найти в соннике Задеки. Сон Татьяны Лариной не давал ей покоя все последующие дни до ее именин, которые праздновались в доме Лариных с большим размахом. Трудно не заметить связи между уездными помещиками, съехавшимися на праздник и лесной нечистью из сна Татьяны.

Евгений не на шутку разозлился на своего юного друга, за то, что тот, зная нелюбовь Онегина к многолюдным сборищам, обманул его, сказав, что праздник пройдет в узком семейном кругу. На празднике Онегин добился своего – он разозлил Ленского, выставил Ольгу в неприглядном свете в глазах жениха. В результате, Ленский вызвал Онегина на дуэль, в которой сам же и погиб.

Встреча Татьяны с Онегиным в Петербурге – это и есть тот самый шаткий мосток, на который должна была ступить Татьяна. Но рядом с ней оказывается ее муж, который переводит ее из отрочества в новую жизнь, но не дает ей совершить нравственное падение. Не случайно после объяснения Татьяны с Онегиным в коридоре дома все услышали звон генеральских шпор вернувшегося князя.

Пушкин вещим сном Татьяны не только предваряет все последующие события, но и раскрывает внутреннюю сущность Онегина. В этом и заключается композиционное значение сна Татьяны.

Источник

Что увидела во сне Татьяна Ларина?

d181d0bed0bd d182d0b0d182d18cd18fd0bdd18b 7

Поэма «Евгений Онегин» известна абсолютно всем, и уже не одно поколение литературоведов анализирует ее содержание. Уделяется большое внимание и знаменитому сну Татьяны. Общепринятым на сегодняшний день мнением является то, что сюжеты этого сновидения являются отражением последующих эпизодов романа, описывающих будущую жизнь пушкинской героини.

Однако не следует забывать, что гениальный поэт очень серьезно относился к мистике, сыгравшей немалую роль в его жизни. Он посещал предсказателей и гадалок, сам занимался предсказаниями, увидел в зеркале второго мужа своей жены.

Его сестра Ольга серьезно изучала хиромантию, и по воспоминаниям, довольно точно предсказала обстоятельства смерти поэта. Не вызывает сомнения, что Пушкин был хорошо знаком и с сонником, упомянутым в «Евгении Онегине», и с народными толкованиями снов.

Так как бы растолковали увиденный Татьяной сон авторы классических снотолкований? Попробуем провести такой анализ, не претендуя при этом на истину в последней инстанции.

Основные эпизоды сновидения Татьяны

Тsjy5атьяна гадает на святки – пору вещих снов. Особую важность святочным снам и гаданиям приписывали девушки, поскольку именно в это время они могли получить предсказание о будущем муже.

Итак, выполнив все положенные ритуалы, Татьяна ложиться спать, и видит очень яркий и содержательный сон со множеством образов, который подробно и поэтически изложен в пятой главе гениального произведения.

Не цитируя здесь дословно известные образованным людям пушкинские строки, приведем в кратком изложении основное содержание ее сновидения и наиболее яркие символы, входящие в него.

После пробуждения Татьяна ищет в соннике Задеки основные символы своего сна. Следует сразу же уточнить, что в дошедших до нас текстах многие слова, перечисленные в «Евгении Онегине» (бор, ведьма и т.д.) отсутствуют, а некоторые имеют трактовку, не соответствующую современным снотолкованиям.

В частности, в данном соннике блуждания по лесу предсказывают благополучие, а медведь – прибыль, чего в ближайшей судьбе героини не происходило. Попробуем разобрать этот сон с точки зрения наиболее распространенный толкований.

Истолкование основных частей сна

d181d0bed0bd d182d0b0d182d18cd18fd0bdd18bИтак, в начале сновидения девушка идет по снегу (замораживание чувств, обида, крушение идеалов) в темноте (страх, неизвестность, необходимость поддержки) и видит бурное течение – стремительные события. Через них ей нужно перейти – но мост ненадежен.

Этот переход ее страшит, точно так же, как страшит и нежданный помощник – внезапно поднявшийся из-под снега медведь. Традиционное толкование медведя как жениха очень подходит облику будущего мужа Татьяны – боевого генерала крупного телосложения.

Однако переход к новой жизни (или же замужеству) снова пугает пушкинскую героиню – она пытается скрыться от медведя, теряя при этом серьги (символ обоюдной любви), башмак (еще один знак пары), платок (защищенность, уверенность в мыслях и чувствах).

Эти потери о можно толковать и как надежды на ответные чувства Онегина к ней, и как решительное неприятие мысли о браке. Последние предположение подтверждается словами Татьяны, где она, объясняясь с Онегиным, признается, что вышла замуж, не устояв перед слезами матери.

Медведь приносит ее на порог шалаша, в котором светится окно (знак надежды), предлагая обогреться « у кума». Нередко трактовку этого эпизода связывают со сценой именин у Лариных и с намеком на отдаленное родство генерала с Онегиным.

Однако вряд ли девушка воспринимала своих соседей в демоническом аспекте, да и никакого влияния на них Евгений не имел. Точно также маловероятно, что генерал предлагал бы Татьяне «обогреваться» у своего соперника.

Скорее всего, в описании обитателей шалаша речь идет о высшем свете, куда Татьяна попадает после брака (недаром некоторые пушкиноведы увидели в описаниях чудовищ портреты представителей правящей династии).

Итак, в присутствии всего света Евгений заявляет на нее свои права – чудовища исчезают, Татьяна как будто готова принять его любовь (а в своей любви к нему она еще раз признается в последней главе).

Появление Ленского и Ольги нарушает хронологию эпизодов сна, однако такие нарушения не такая уж и редкость в сновидениях.

Так что же предсказал сон?

Трудно сказать, какие эпизоды сна Татьяны навеяны творческим воображением поэта, а в каких именно образах он опирался на известные ему традиции расшифровки сновидений. Исходя из приведенного выше толкования, сон Татьяны предсказал ей не только появление сильного во всех смыслах мужа и разрыв с Онегиным, но и эволюцию ее собственных чувств.

Во сне она показана в условном образе ножа, «отрезавшего» возможности проявления любви и дружеских чувств – именно это, а не супружеский долг или боязнь утраты репутации, скорее всего, и было причиной решительного отказа все еще любящей Евгения Татьяны.

Источник

Сон Татьяны Лариной (текст эпизода) в романе Евгений Онегин

И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой;
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток;
И пред шумящею пучиной,
Недоумения полна,
Остановилася она.

Как на досадную разлуку,
Татьяна ропщет на ручей;
Не видит никого, кто руку
С той стороны подал бы ей;
Но вдруг сугроб зашевелился.
И кто ж из-под него явился?
Большой, взъерошенный медведь;
Татьяна ах! а он реветь,
И лапу с острыми когтями
Ей протянул; она скрепясь
Дрожащей ручкой оперлась
И боязливыми шагами
Перебралась через ручей;
Пошла — и что ж? медведь за ней!

XIII

Она, взглянуть назад не смея,
Поспешный ускоряет шаг;
Но от косматого лакея
Не может убежать никак;
Кряхтя, валит медведь несносный;
Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе;
Отягчены их ветви все
Клоками снега; сквозь вершины
Осин, берез и лип нагих
Сияет луч светил ночных;
Дороги нет; кусты, стремнины
Метелью все занесены,
Глубоко в снег погружены.

Татьяна в лес; медведь за нею;
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок;
То выронит она платок;
Поднять ей некогда; боится,
Медведя слышит за собой,
И даже трепетной рукой
Одежды край поднять стыдится;
Она бежит, он все вослед,
И сил уже бежать ей нет.

Упала в снег; медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет;
Он мчит ее лесной дорогой;
Вдруг меж дерев шалаш убогой;
Кругом все глушь; отвсюду он
Пустынным снегом занесен,
И ярко светится окошко,
И в шалаше и крик и шум;
Медведь промолвил: «Здесь мой кум:
Погрейся у него немножко!»
И в сени прямо он идет
И на порог ее кладет.

Опомнилась, глядит Татьяна:
Медведя нет; она в сенях;
За дверью крик и звон стакана,
Как на больших похоронах;
Не видя тут ни капли толку,
Глядит она тихонько в щелку,
И что же видит. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.

XVII

Еще страшней, еще чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
Но что подумала Татьяна,
Когда узнала меж гостей
Того, кто мил и страшен ей,
Героя нашего романа!
Онегин за столом сидит
И в дверь украдкою глядит.

XVIII

Он знак подаст — и все хлопочут;
Он пьет — все пьют и все кричат;
Он засмеется — все хохочут;
Нахмурит брови — все молчат;
Он там хозяин, это ясно:
И Тане уж не так ужасно,
И, любопытная, теперь
Немного растворила дверь…
Вдруг ветер дунул, загашая
Огонь светильников ночных;
Смутилась шайка домовых;
Онегин, взорами сверкая,
Из-за стола, гремя, встает;
Все встали; он к дверям идет.

И страшно ей; и торопливо
Татьяна силится бежать:
Нельзя никак; нетерпеливо
Метаясь, хочет закричать:
Не может; дверь толкнул Евгений:
И взорам адских привидений
Явилась дева; ярый смех
Раздался дико; очи всех,
Копыты, хоботы кривые,
Хвосты хохлатые, клыки,
Усы, кровавы языки,
Рога и пальцы костяные,
Всё указует на нее,
И все кричат: мое! мое!

Мое! — сказал Евгений грозно,
И шайка вся сокрылась вдруг;
Осталася во тьме морозной
Младая дева с ним сам-друг;
Онегин тихо увлекает
Татьяну в угол и слагает
Ее на шаткую скамью
И клонит голову свою
К ней на плечо; вдруг Ольга входит,
За нею Ленский; свет блеснул;
Онегин руку замахнул,
И дико он очами бродит,
И незваных гостей бранит;
Татьяна чуть жива лежит.

Об эпизоде

Вещие сны – любимые приёмы Пушкина. Это можно встретить не только у него, но и у Грибоедова, у Жуковского. Такой сон делает читателю намёки о том, что ждёт героя дальше.

Сон Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин

Несколько интересных сочинений

Эту пословицу многие слышат с самого детства, но не многие действительно размышляют над смыслом этих слов. Поэтому постараемся понять, какие значения тут скрыты.

Бескорыстность следует понимать как личное качество человека, его способность жить не для себя, а для других. Это философия отказа от собственных потребностей ради помощи окружающим, искреннее желание человека творить добро

Источник

Tags: , ,