энди уорхол и мода
Как Энди Уорхол повлиял на моду?
Энди Уорхол создал поп-культуру, которой следуют до сих пор. Уже на протяжении 50 лет дизайнеры одежды и разные бренды не могут обходиться без культурного наследия Уорхола при создании коллекций.
Например, Diane von Furstenberg чуть больше года назад представила капсульную коллекцию, созданную в сотрудничестве с фондом Энди Уорхола. В коллекцию, которая включает в себя элементы pop art’а, вошли платья с запахом и свитеры с принтами.
Сегодня, в день рождения Энди Уорхола, мы решили вспомнить еще несколько примеров его влияния на моду за последние 30 лет.
В 1966 году Ив Сен-Лоран создал коллекцию платьев, вдохновленных pop art’ом и работами Энди Уорхола. Это был первый прецедент влияния художника на моду.
Jean- Charles de Castelbajac S/S 1984, в которой дизайнер представил платье в форме банки супа Campbell. Позже Жан-Шарль создал наряд с автопортретом художника и волосами, которые напоминали знаменитый парик Уорхола.
Осенью 1990 года Джанни Версаче в своей коллекции создал наряд, который украсил портретами Мэрилин Монро и Джеймса Дина, нарисованными Энди Уорхолом.
Stephen Sprouse создал платье “Andy Warhol Dress” с автопортертом художника, которое появилось на страницах i-D в 1998 году.
Позже Nike создал кроссовки с портретами Мэрилин Монро.
В 2008 году в круизной коллекции все той же Diane von Furstenberg появились платья с яркими принтами, вдохновленными работами Уорхола. В том же году бренд Bond No. 9 создал парфюм “Union Square”, использовав для флакончика те же мотивы.
Масс-маркет бренд Pepe Jeans также создал коллекцию нарядов с элементами работ Энди, его портретами и разноцветными губами и туфельками.
Одним из последних примеров стал Раф Симонс, который украсил клатчи и шелковые платья из коллекции Dior редким рисунком туфельки, созданным Уорхолом в 1950-е годы.
А вчера, к примеру, бренд Converse создали новые кеды Chuck Taylor All Star, вдохновленные работой Энди Уорхола.
Из чего состояла униформа Энди Уорхола (и чему мы можем у него научиться)
В день рождения художника разбираем его стиль
Его звали Андрей Вархола. Он родился 6 августа 1928 года в американском индустриальном городе Питтсбурге в семье бедных иммигрантов из Чехословакии. Он был болезненным, слабым ребенком и много времени проводил дома, рассматривая журналы и делая коллажи из газетных вырезок. Он любил рисовать, особенно разные предметы из окружающего быта — настенные часы, лампы, стулья, фактурные ткани. Его родители были простыми рабочими, едва говорили по-английски и не имели никакого отношения к миру искусства. Хотя известно, что его мама Юлия сама любила создавать что-то своими руками: она мастерила цветы из консервных банок и бумаги, а потом продавала их, чтобы как-то заработать на жизнь. После окончания учебы в Технологическом институте Карнеги (в области графического дизайна) он переехал в Нью-Йорк, где первые годы провел в нищете и безвестности, занимаясь оформлением витрин магазинов и иллюстрацией. Пройдет время, и он станет человеком, который изменит культурный ландшафт второй половины XX века. Станет ключевой фигурой на мировой арт-сцене, магнитом для нью-йоркской богемы и одной из самых влиятельных личностей в истории искусства. Но мир будет знать и помнить его уже под другим именем — Энди Уорхол.
Жизнь и работа художника Энди Уорхола с самого начала оказались тесно переплетены с фэшн-индустрией. Еще в 1950-е годы, на старте своей невероятной карьеры, он создавал иллюстрации для глянцевых журналов — среди них Glamour, Harper’s Bazaar и Vogue. Уорхол поддерживал дружбу со знаменитыми дизайнерами, в числе которых были Диана фон Фюрстенберг, Джорджо Армани, Джанни Версаче, Рой Холстон и Ив Сен-Лоран. Он также тесно общался с легендарной Дианой Вриланд — модным критиком и главным редактором американского Vogue. Уорхол умел как никто чувствовать дух времени: он всячески поддерживал молодых талантливых художников — Жан-Мишеля Баския и Кита Харинга, а также был продюсером рок-группы The Velvet Underground.
Энди Уорхол и Эди Седжвик, 1965
© New York Daily News Archive
Имя самого Энди Уорхола еще при жизни стало его личным брендом. Сейчас оно в первую очередь ассоциируется с поп-артом — направлением в искусстве 1950–1960-х годов. Но почему эта эстетика была так важна для самого Энди? Поп-арт возник из самых простых банальных вещей, которые были в окружении каждого человека, живущего в эпоху потребления. Энди сделал искусством то, что было частью повседневной рутины. То, что было понятным и хорошо знакомым. Энди переосмыслил сам феномен узнаваемости, он придал неприметным вещам — коробкам моющего средства Brillo или банкам из-под супа Campbell’s — яркую визуальную идентичность. Но, пожалуй, его самым коммерчески успешным арт-проектом был он сам. Энди Уорхол сам был своим искусством.
Энди Уорхолу — 90! Как работы художника повлияли на моду?
Подписаться:
Поделиться:
Идеологу поп-арта Энди Уорхолу сегодня бы исполнилось 90 лет. Рассказываем, как его картины перебрались на одежду, и почему на нем помешаны крупнейшие дома мод — от Versace до Calvin Klein.
Про связь Уорхола и моды говорят редко, хотя массовый «арт+фэшн» начался именно с него. Еще до того, как стать самым обсуждаемым художником мира, Энди оформлял витрины универмага Джозефа Хорна и делал иллюстрации к журналам Vogue, Glamour и Harper’s Bazaar. Его эскизы туфель задавали тренды на целый сезон, а коллажи с бьюти-продуктами рекламировали главные косметические релизы. Через пару лет искусство Уорхола будут использовать не настолько прямолинейно: «Херувим на лошади», «Банан», «Диптих Мэрилин» и другие масштабные поп-арт работы перекочуют с авторских холстов на дизайнерские костюмы.
Рекламная кампания Mars of Asheville с бумажными платьями с уорхоловскими «Банками супа»
Уорхоловскую иронию над «обществом потребления», где люди скупают все — от Кока-колы и хот-догов до автографов Мэрилин Монро и Элвиса Пресли, подхватила компания Mars of Asheville. Показав бумажное платье с репродукциями картины «Банка с супом Кэмпбелл», она запустила масштабную рекламную акцию: продавала «чистые» наряды с комплектами акварельных красок, чтобы каждый клиент смог придумать одежде свои принты.
Инес де ля Фрессанж на показе коллекции Jean-Charles de Castelbajac, весна-лето 1984 года
Коллекция Jean-Charles de Castelbajac
В 1983-м бумажные платья с «супом» стали делать из ткани: дизайнер Жан-Шарль де Кастельбажак посвятил весенне-летнюю коллекцию Энди Уорхолу, а представляла ее муза Карла Лагерфельда (и дизайнер капсульных коллекций для UNIQLO!) Инес де ля Фрессанж. После нарядов с картинами художника Жан-Шарль выпустил платье с его портретом и даже прической — оно до сих пор считается лучшим фэшн-оммажем легенде поп-арта.
Линда Евангелиста в платье Versace в 90-е годы
Грейс Хартцель в переизданном платье Versace на весенне-летнем показе в сентябре 2017-го
В 1991-м, уже после смерти Уорхола, за де Кастельбажаком подтянулся Джанни Версаче. Он нарядил Линду Евангелисту в платье с изображением Мэрилин Монро — точь-в-точь как на шелкографическом полотне американского художника. В руках модели была сумка с тем же принтом и с кутюрной цепочкой из бисера — в сентябре прошлого года Versace повторил тотал-лук для коллекции по архивам основателя бренда.
Коллекция с оммажем Энди Уорхолу от его подруги Дианы фон Фюрстенберг
Коллекция с оммажем Энди Уорхолу от его подруги Дианы фон Фюрстенберг
Коллекция с оммажем Энди Уорхолу от его подруги Дианы фон Фюрстенберг
Очки Retrosuperfuture по уорхоловским эскизам
Очки Retrosuperfuture по уорхоловским эскизам
Очки Retrosuperfuture по уорхоловским эскизам
С того времени одежда с отсылками к Уорхолу стала сродни мейнстриму. Ее делали все: от подруги художника Дианы фон Фюнстерберг, поместившей на платья свои же портреты, до Retrosuperfuture, выпустившего очки по эскизам основателя «Фабрики». Кстати, платья, которые на вечеринку в студии Энди надевали его знакомые (в том числе муза и it-girl Эди Седжвик), глянец нулевых так и прозвал — «Factoristas».
Peter Jensen Resort, 2014 год
Коллекция Coverse с уорхоловскими картинами
Tom Ford, весна-лето 2016
Скейтборды от МоМА
Peter Jensen Resort, 2014 год
Коллекция Coverse с уорхоловскими картинами
Tom Ford, весна-лето 2016
Среди коллекций, переосмысливших наследие Уорхола — Tom Ford, Peter Jensen, Converse и Jeremy Scott, — лишь малая часть сделана с согласия его фонда. Чтобы использовать работы художника официально (и постоянно), Calvin Klein под руководством Рафа Симонса заключил соглашение с Andy Warhol Foundation до 2020 года. С тех пор бренд выпустил капсульные и две сезонные коллекции с картинами, фотографиями и скриншотами из документалок Энди. Его «Ножи», «Поцелуй», «Электрический стул» и портрет редактора Vanity Fair Сандры Брант теперь украшают футболки, сумки-ковши, нижнее белье и даже посуду.
Calvin Klein, весна-лето 2018
Рюкзак Calvin Klein с автопортретом Уорхола
Calvin Klein, весна-лето 2018
Посуда Calvin Klein с портретом Сандры Брант
Calvin Klein, весна-лето 2018
Сумка Calvin Klein с работой Энди Уорхола
Футболка Calvin Klein со скриншотами из экспериментального фильма Энди Уорхола «Поцелуй» 1963 года выпуска
Интересно, что почти все «уорхоловские» вещи больше напоминают мерч, а не сложноскроенный high fashion. Это платья-футляры, однотонные кроссовки, текстильные рюкзаки и минималистичные шопперы — чистые холсты, которые получают рисунки и хорошо продаются. Таким образом, дизайнеры продолжают политику Уорхола, ориентированную на «коммерциализацию» искусства: драматичные вещи в духе Александра Маккуина купят немногие, а портреты знаменитостей или разрисованную банку — практически каждый. Уорхол умел продать даже собственную историю с покушением и последующие шрамы, сфотографированные Ричардом Аведоном и ставшие предметом поклонения фанатов. Прецедент, имевший «обратный эффект»: Энди сам превратился в поп-персонажа, в честь которых делал картины.
Фото: Shutterstock, архивы пресс-служб
Что смотреть на выставке «Я, Энди Уорхол» в Москве
В экспозицию вошло более 200 экспонатов из Музея Энди Уорхола в Питтсбурге и частных коллекций
«Кто-то называет меня зеркалом, а некоторые критики и вовсе зовут меня «само ничто». Когда я смотрю на свое отражение в зеркале, то не вижу абсолютно ничего. Во-первых, потому что меня нет, а во-вторых, если зеркало смотрит в зеркало, то что оно может видеть?» — сообщает от лица Энди Уорхола аудиогид, состоящий из озвученных цитат «Философии» и «Дневников» художника. Выставка «Я, Энди Уорхол», которую этим гидом сопровождают, открылась сегодня, 25 сентября, в зале Союза художников России в здании Новой Третьяковки. По тем же книжным источникам организаторы собирали плейлисты, играющие на входе и в финале экспозиции. Куратором проекта стал специалист по американскому искусству итальянец Джанни Меркурио, а продюсером выступил Александр Начкебия, ранее организовавший первую персональную выставку Бэнкси в России.
Энди Уорхол. «Мэрилин», 1985
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts
В главном пространстве выставки — путь к нему лежит через автопортреты Уорхола разных лет, «Туфли с алмазным напылением» и коллекцию журналов, для которых он успел сделать иллюстрации, — друг напротив друга поместили десять «Мэрилин» и столько же «Банок с супом «Кэмпбелл». Разглядев их все, осмотритесь по сторонам — кроме прочего, увидите «Бумажное платье», выпускавшееся компанией Campbell’s в 1960-е по мотивам работ Уорхола.
Платье Campbell’s, 1960-е
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts
Следующий камерный зал с приглушенным светом встречает портретами Ленина и серией натюрмортов «Серп и молот». В ближайшем соседстве ищите работы Уорхола из цикла «Мао» с изображением Мао Цзэдуна и шелкографию «Дядя Сэм» — ею открывается зал, повествующий о «Мифах» Америки. За уорхоловскими «Ковбоями и индейцами» расположилась знаменитая серия «Цветы», а также «Космические фрукты». В поддержку пасторальной темы эта часть выставки оформлена обоями с «Коровами», дизайн которых Уорхол разработал сам. Чуть дальше предстоит увидеть серию «Вымирающие виды», героями которой стали редкие животные, в том числе амурский тигр, и одну из последних работ художника — «Везувий» 1985 года.
Энди Уорхол. «Вымирающие виды», 1983
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts
Энди Уорхол. «Цветы», 1964
© The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts
В противоположном крыле экспозиции, кроме «Черепа», «Электрического стула» и работ, посвященных убийству Джона Кеннеди, можно найти секцию, исследующую квир-образы — где и сам Энди предстает на снимках в обличье трех звезд поп-культуры. А кроме того, разноцветный «Камуфляж». Привезли в Москву и «Десять портретов евреев ХХ века» и серию «Марта Грэм» — Уорхол восхищался танцовщицей долгие годы. Не пропустите и «Портрет артистов из «Десяти от Лео Кастелли» — это сто шелкографий на полистирольных коробках.
Как и было обещано ранее, не обошлось без «Фабрики» и «Студии 54». Чтобы передать атмосферу этих мест, организаторы заказали у Фонда Энди Уорхола реплику инсталляции «Серебряные облака» и постарались частично воссоздать мебель и элементы интерьера оттуда. Пройдя через зал с «Облаками» — и видом на Крымский Вал — и рассмотрев обложки журналов Interview и музыкальных пластинок (не только The Velvet Underground), завершите осмотр выставки фильмом «Эмпайр» хотя бы на несколько минут.
К 90-летию Энди Уорхола: Интеллигентный Белый Кролик-суперзвезда
Человек, перевернувший с ног на голову современное искусство, один из самых известных и дорогих художников в мире родился в Пенсильвании в рабочей семье иммигрантов-русин со стремлением оказаться среди творческой богемы. Вернее, даже не среди, а в первых ее рядах.
После окончания Технологического института Карнеги, за обучение в котором родители Эндрю Вархола отдали все сбережения, Интеллигентный Белый Кролик — студенческое прозвище будущей звезды поп-арта — перебрался в Нью-Йорк, ближе к заветной цели. Одетый в белоснежный костюм, он обивал пороги изданий модных журналов, предлагая услуги графического дизайнера Vogue и Harper’s Bazaar и талантливо выполняя заказы.
В то время у молодого художника, соседствовавшего в квартире с тараканами и сомневавшегося практически в каждом своем движении, открылся особый дар, придавший ему уверенности, — понимание конъюнктуры.
Так, например, производители кожаных изделий Тедди и Артур Эделманы попросили Уорхола создать рекламный образ их туфель из змеиной кожи. Художник нарисовал змею в виде туфли, и это простое решение стало прямым попаданием в идею.
Его иллюстрации имели успех, а рекламный заказ обувной компании «И. Миллер» с нарисованной чернилами обувью со специально сделанными кляксами дал начало попыткам Уорхола устроить персональные выставки.
Первая не получила должных восторгов, и Уорхолу пришлось ждать еще несколько лет, пребывая в поисках ответа на вопрос «Что ты больше всего любишь?». Так художник начал рисовать деньги. В расцвет поп-арта, главной особенностью которого было виртуозное стирание границ между высоким и низменным, пенсильванский Белый Кролик пришел к триумфу. Выставка 1962 года в галерее Ferus Gallery в Лос-Анджелесе поразила публику. Гости словно оказались среди полок супермаркета: банки с супами, бутылки Coca-Cola, изображения долларовых банкнот — здесь сконцентрировались все обыденные и милые сердцу каждого американца элементы повседневной жизни, возвращавшие искусство в реальность.
Через несколько месяцев все экспонаты триумфальной выставки стали доступны ньюйоркцам, в том числе и ставший легендой «Диптих Мэрилин». Позднее главный символ Америки, очаровательную легкомысленную блондинку, в работах Уорхола сменили Элизабет Тейлор, Одри Хепберн и Элвис Пресли.
Уорхол — это стиль жизни
Мир денег и мир вещей, сделавшие Энди Уорхола звездой, окончательно закрепили за ним место в мире роскоши и моды, где художник всегда мечтал оказаться.
Эндрю Вархол создал не просто творческий псевдоним — Энди Уорхол, — но марку, воплощавшую собой известность и торжество потребительской культуры. Как это удалось застенчивому человеку, пережившему в детстве болезнь под названием «Пляска святого Витта», находившемуся в постоянном конфликте с внешностью, до сих пор загадка. Потемки души Энди Уорхола в сочетании с публичностью породили вокруг его личности множество мифов.
Это пошло только на пользу, когда в 1963 году, после успеха выставки супов «Кэмпбелл» и портретов Мерилин Монро, он открыл «Фабрику». В здании на Манхэттене закипела бурная деятельность по созданию произведений современного искусства. Уорхол окружал себя красивыми людьми, участвовавшими в бесконечных вечеринках и перформансах. Его «мастерская художника» стала исключением из всех правил. Не уединенным местом, принадлежащим одному, но шумным и одновременно таинственным для посторонних.
К слову, стремление к идеальной красоте выражалось не только в педантичной обработке портретов знаменитостей, с которых Уорхол тщательно убирал все изъяны — дефекты кожи, морщины, лишние подбородки. Недовольный собственной внешностью, художник обратился к пластическому хирургу, доверив исправить нос «картошкой», приобретавший красный оттенок под солнечными лучами.
«Фабрика» и Уорхол обосновались в репортажах светской хроники, на страницах журналов и газет и вскоре стали символом Нью-Йорка. Здесь же родился журнал The Interview, быстро обретший популярность во всем мире. В стенах знакового места создавалось до 80 печатных произведений в день — репродукций с портретами знаменитостей, которых Уорхол фотографировал в своей мастерской при помощи Polaroid. Так он превращал искусство в коммерческий «бизнес-арт», окруженный блеском, скандалами и слухами.
Конвейер The Velvet Underground
Суперзвезда — явление, во многом обязанное возникновением Энди Уорхолу. Его «Фабрика», объединившая единомышленников, зиждилась на исключительном эгоизме своего создателя, порождая новых персонажей поп-культуры.
Одним из самых заметных стала Эди Седжвик — бедная богатая девочка из состоятельной семьи железнодорожных магнатов, словно созданная для богемного общества под предводительством Уорхола. Эди и Энди стали настоящей сенсацией, медийной парой, украшавшей все модные события Нью-Йорка. Две серебряные элегантные птицы — так выглядели самые желанные гости громких вечеринок, Уорхол и Седжвик.
Однако слава Эди уложилась в минуту: «Она была рассеянной и беззащитной, и это делало ее отражением тайных фантазией каждого. Она могла быть кем угодно — маленькой девочкой, женщиной, умной, глупой, богатой, бедной. Прекрасная-прекрасная пустышка», — говорил о ней Уорхол. Художник переключил внимание на немецкую певицу и модель Нико и сделал ее солисткой группы The Velvet Underground. Впрочем, ее звездность тоже не была продолжительной. После этой яркой вспышки на небосклоне «Фабрики» засветился поэт, фотограф и кинематографист мультитворческий Джерард Маланга, а за ним — бунтарка из религиозной семьи Изабель Коллин Дюфрен, ставшая музой не только Уорхола, но и Сальвадора Дали.
Уорхол любил вещи и отражал эту любовь в работах. Любимые туфли, например, он носил 25 лет. Коллекция его имущества насчитывает тысячи вещей, которые их владелец заботливо хранил при жизни. Даже супы марки «Кэмпбелл» не были случайны: художник признавался, что ел их на обед ежедневно с самого детства, и не стеснялся предлагать это сомнительное блюдо звездным друзьям.
В Питтсбурге находится крупнейший американский музей, посвященный жизни и творчеству одного человека. На площади 8200 кв. метров, на семи этажах, размещено 77 скульптур, 4000 фоторабот, личные письма, огромная коллекция киноработ и видеозаписей, парики, обувь, одежда Уорхола и многое другое, и за всем этим следят около ста музейных сотрудников.
Модный феномен и персонаж поп-культуры
Уорхол занял важное место в моде XX века. Он сотрудничал со многими дизайнерами, а его работы нередко ложились в основу принтов. Так, в 1966 году к творчеству художника обратился Ив Сен-Лоран, с которым тот был в приятельских отношениях.
В конце 1980-х Энди Уорхол работал с дизайнером Стивеном Спраусом, дав ему разрешение на использование трафарета «Камуфляж». Принято считать, что именно Уорхол и Спраус ввели в моду камуфляжный принт, без которого трудно представить стиль милитари.
Джанни Версаче также создал несколько платьев, взяв за основу картины художника. В 1991 году он вывел на подиум главных моделей эпохи, нарядив их в платья с изображениями Мэрилин Монро и Джеймса Дина. А в сезоне весна-лето-2018 Донателла Версаче обратилась к архивной коллекции и перевыпустила легендарные платья.